Как делались панорамы для башни «Федерация»

Заканчивает рассказ Вася Дубовой

Вот мы и добрались до темы «Москва через сто лет».

Когда работа над сайтом башни «Федерация» только начиналась, всем студийным дизайнерам (как всегда, на выходные) было выдано домашнее задание: Москва через сто лет. В понедельник по традиции собрались у «стены плача». Тема, к сожалению, слишком обширная, каждый подумал о своем, и к комплексу «Москва-Сити», разумеется, все это не имело отношения.

Тем не менее, в течение ста лет на картинке должно что-то меняться.

Илья Михайлов предложил лет через 50 снести половину башни «Евразия» и обустроить там площадочку для гольфа: «Загораживает вид на панораму!» Я отнекивался до последнего: мол, какой в этом смысл? Вандализм! Некрасиво! Дорого! Глупость! И т. д. 

После вырезания половины башни «Евразия» ее конструкция, чудесным образом превратившись в пень, незамедлительно начала мстить. Во-первых, обрубок стал уродовать композицию, во-вторых, открылся вид на ту часть панорамы, которую башня благополучно закрывала целых 40 лет.

Пришлось упорно восстанавливать гармонию.


Я предположил, что если от комплекса «Терминал» протянуть активные по вектору конструкции, то получится каркас, на котором можно развернуть площадку. Она спрячет обрубок и объединит в одну форму «Евразию» и «Терминал». В образовавшемся благодаря конструкциям пространстве можно будет хранить шарики и клюшки для гольфа, оттуда же любоваться панорамой города. Площадка сама по себе получилась похожей на огромный след.


После подавления «Евразии» пришло время разбираться с Москвой.


Художник — Петр Пан. Иллюстрация из книги Сергея Романюка «Москва. Утраты», 1992

Сам я не местный. Чтобы сориентироваться в городе и ограничить пространство вариантов, потребовалось изучить генеральный план развития Москвы до 2020 года.


Разбираться в панораме города по схемам, которые прилагаются к плану, — удивительное занятие! Монстр из фильма «Хищник», наверное, так же себя чувствовал, когда менял способы наблюдения.

Итак, планируется построить 60 высотных комплексов, о 12 из которых нам известно из предыдущего рассказа. В панораму влезли только 9 небоскребов.


На этом фрагменте (жилой район) я насчитал 4 строительные площадки:


В третьей части генерального плана развития Москвы на период до 2020 года, в частности, упоминается:

1.2. Уменьшение доли физически и морально устаревшего фонда за счет сноса 3,5 млн кв. метров общей площади пятиэтажных панельных домов серий К-7, П-32, П-35, 1-МГ-300, 1605 АМ, обеспечивающего безопасность проживающего населения.

1.3. Реконструкция кварталов пятиэтажной застройки законченными градостроительными и функциональными комплексами с проведением наряду со сносом ветхого фонда модернизации существующих жилых домов серий 1-515, 1-510, 1-511, 1-447, а также приравненных к ним, в объеме 1,0 млн кв. м общей площади.

Далее я отметил зеленым ту мебель, которая более всего начинает тускнеть на фоне строящихся многоэтажек:



Если посмотреть на отрывок генеральной схемы строительного зонирования территории Москвы, то видно, что вот в этих двух шкафах явно больше 35 метров, и стоят они в зоне малоэтажной застройки высотой не более 15 метров:


Учитывая, что небоскребы на другой стороне реки тоже раньше не стояли, типовую застройку этого райончика действительно не мешало бы приподнять. С одной стороны, это украсит вид с небоскребов, с другой — увеличит жилплощадь.

Красным я отметил Кутузовский проспект (въезд в исторический центр):


По совместительству проспект — это образцово-показательная галерея государственной архитектуры в области советских побед. Здесь можно увидеть и дома 30-х годов, и сооружения периода расцвета сталинского монументального стиля — 40-х — начала 50-х, и относительно скромные постройки времен Хрущева и Брежнева. Однако все они отличаются монументальностью и импозантностью.

Агентство «Новый город». Историко-архитектурные обзоры, район Кутузовского проспекта

Внукам буду показывать.

На всякий случай перепроверил, где что стоит сейчас и будет стоять в будущем.


Отрывок из переписки по текущему проекту с Ильей Михайловым

Интересно то, что какие бы новые здания ни возводились, Москва остается узнаваемой благодаря высоткам.


Фото с World-art.ru

Например, каким бы образом ни выстраивался силуэт города, невозможно утверждать, что сейчас мы смотрим на Москву:


А вот совсем другое дело:


Изначально на панораме были видны три высотки: гостиница «Украина», МИД и МГУ. В нашем случае «Москва-Сити» спрятала фирменные башни Москвы. Но тут мне очень кстати подвернулась монетка с изображением знака Олимпийских игр 1980 года.


Далее выбираем место по принципу размещения крупных торговых центров и устанавливаем сооружение в стиле Олимпиады-80 рядом с Лужниками.


Чем не Москва?

Для поддержания спортивного духа поставим рядом пару небоскребчиков с трикотажными полосками, как у «Адидаса».

Слева пришлось установить еще один комплекс, чтобы уравновесить композицию.


Фольклора в современных сооружениях явно не хватало — вот и заполнил пробел.


Все остальное там, на горизонте, служит для демонстрации динамики экономического роста и процветания, но очень даже возможно, что формирование новых районов Москвы, которая расползается кольцами, приведет к кристаллизации короны из новых многофункциональных комплексов.

Из программы первоочередных градостроительных мероприятий города Москвы, пункт 2, про культурно-бытовое и социальное обслуживание:

В сфере культурно-бытового и социального обслуживания программой предлагается:

<бла-бла-бла>

2.9. Строительство объектов автосервиса, в том числе гаражей-стоянок для хранения индивидуальных машин в объеме 425 тысяч машино-мест.

В левом нижнем углу как раз приютился какой-то автосервис.

Какой-то автосервис

Перед «Федерацией» на участке 16 планируется построить еще один небоскреб (393 м), но в нашем случае он закрыл бы половину «Федерации» и «Евразии»

В 2030 году я от этого небоскреба оставил только мост, который протянул через какой-то новый автосервис

Вероятно, это будет мини-метро, которое было замечено на схеме развития скоростного внеуличного транспорта.


Кстати, оставалось неясным, как будет меняться транспорт в течение ста лет, и будут ли машины летать по городу? Мы обратились к Тимуру Бурбаеву, чтобы он сделал несколько набросков. Вот некоторые из них:


Далее стемнело, и нужно было зажечь уличные фонари и окна на фасадах зданий.

На схеме «Сохранение и регенерация историко-культурного недвижимого наследия Москвы» я заметил, что «Москва-Сити» находится рядом с ус. Студенец.


Название очень русское, ласковое и морозящее, вот я и решил использовать морозные узоры в ночном освещении башни на набережной.


Тема позитивная, но непонятно, как это должно быть реализовано.

Для начала нужно хотя бы включить свет в окнах.

Снял масочки со стекол:


Нашел фотку с ночным небоскребом, развернул окна фронтально, стер все конструкции и приготовил текстуру, на которой все помещения небоскреба освещены:


Включил свет в окнах:


Зажег уличные фонари:


Теперь почти всё. Даже двадцатиметрового робота-осетра в реку запустил — на потеху туристам.


Кадров всего десять, а я совсем один, и меня все это уже *******.

Далее над панорамами работал Павел Чистяков. Офигенный ливень в 2070-х, дублирующие магистрали и гламурное звездное небо в начале XXII века — его проделки. В конце, перед сдачей, я все-таки одел фасады в светящиеся свитера.


Уже после публикации я заметил, что мы забыли самое главное — добавить людей.

Теперь осталось подождать всего сто лет, чтобы оглянуться, вспомнить и снова посмеяться над тем, что мы тут понарисовали.



Заказать дизайн...